Исторические исследования в контексте датаизма: методологический аспект

В статье А. Ю. Володина рассматривается методологический аспект использования данных в историческом исследовании. В контексте датаизме представлены дискуссии об особенностях формализации сведений исторических источников в моделях данных. Сегодня в дискуссиях о принципах применения информационных технологий в исторических исследованиях можно встретить немало противоречий, связанных со сложностями взаимодействия подходов информатики, исторических и социальных наук, все еще встречаются противопоставления качественных и количественных подходов, несмотря на широкое распространение «смешанных методов» и подходов цифровых гуманитарных исследований (Digital Humanities), а также отмечаются различия задач информационных технологий как отрасли и научного сообщества. Данные становятся общим знаменателем таких дискуссий, потому что в современных исследованиях приходится опираться именно на них. Обсуждаются особенности данных в исторических исследованиях, которые позволяют абстрагироваться от исходных источников и собрать систематические формализованные наблюдения. Рассмотрены такие особенности данных, как формат, занимаемая память и пассивность. Особое внимание уделено таким свойствам научных данных, как объем, разнообразие форматов, скорость накопления, изменчивость, достоверность, визуализируемость и ценность (7Vs). Таким образом, исторические данные в семиотическом смысле выполняют три функции: называют свойства предметов реального мира (номинация), связывают названные свойства друг с другом (предикация), располагают названное в пространстве и времени (локация). Сделан вывод, что с методологической точки зрения в историческом исследовании данные − это метод абстрактного наблюдения, когда из разнообразных исторических источников последовательно и строго формализованно собираются систематические данные.

Володин А.Ю. Исторические исследования в контексте датаизма: методологический аспект // Вестник Пермского университета. История. 2023. No 4(63). С. 135–147. URL: https://press.psu.ru/index.php/history/article/view/8606/5498